Гении не падают с неба
Работа с одарёнными детьми это возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, поиск, практическая деятельность, опыт, посредством которого ребенок осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.
Тарасова Оксана Ильинична,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр творческого развития и гуманитарного образования» г. Суворов,
педагог дополнительного образования
Эссе на тему: «Гении не падают с неба» (номинация «Талантливому воспитаннику – талантливый педагог»)
Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески …
Ф.И. Шаляпин
Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Поддержка «талантливого ребенка» - это приоритетная государственная задача. Мы гордимся, когда видим в числе победителей лучших российских ученых, спортсменов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем победителя с Россией. Не знаю, как общество в целом, но я привыкла считать талантом и одаренностью абсолютно любую деятельность - так что для меня и прекрасный повар - это талант, и даже мытье полов можно сделать искусством, утрированно немного конечно, но это так. А чем обуславливаются способности и одаренность человека? Одни преуспевают в точных науках, а другие - в искусстве. Одни с раннего возраста решают задачи, которые изучают дети в старших классах, а другие отлично играют на фортепиано в 7 лет. Мой ответ: «гении не падают с неба, они должны иметь возможность образовываться и развиваться».
Педагогический стаж моей работы с детьми в дополнительном образовании составляет 20 лет. Начинала свою педагогическую деятельность с ребятами старшего и среднего школьного возраста, обучала их компьютерной грамотности, затем были дети начальной школы. И вот уже около 5 лет работаю с дошкольниками, занимаясь конструированием и математикой. Если у подростков заметить творческие задатки легко (интеллектуальный уровень, необычные и незаурядные результаты на фоне других сверстников, результативность участия в конкурсах, активность при выполнении проектных работ и участия в творческих лабораториях и.д.), то как не пропустить первые «звоночки» в раннем детстве. Для решения данной проблемы я обратилась к изучению вопроса одаренности в психолого-педагогической литературе. «Творчество - как универсальный механизм развития психики» изучала в трудах А.М. Матюшкина, а о значимости и самоценности дошкольного периода детства прочла у Л.С.Выготского, Д.Б. Эльконина.
Мне близка концепция творческой одаренности Алексея Михайловича Матюшкина. Одаренность – «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных». У разных детей творческий потенциал различен. Для себя я вычленила следующие структурные компоненты творческой одаренности, на которые я обращаю внимание у дошкольников, посещающих занятия в моем объединении:
- общие и специальные способности выше среднего уровня;
- доминирующая познавательная мотивация;
- креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии).
Еще, на мой взгляд, одаренных детей, отмечает высокая любознательность и исследовательская активность, способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы.
Малыши, переступившие порог нашего учреждения дополнительного образования, оказываются в совершенно новых для них условиях. От того, как пройдет первая встреча, во многом зависит не только успешность адаптации ребёнка, но и его творческое развитие. Предметно-развивающая среда нашего объединения выступает стимулом к занимательной, эмоционально-окрашенной совместной деятельности. На занятиях, я расставляю акценты на вовлечение дошкольников в специфические виды деятельности (предметные игры, конструирование и др.); моделирую для детей ситуации незавершённости и открытости деятельности и мышления; поощряю высказывания множества вопросов; использую в обучении провокационные вопросы, стимулируя выработку детьми собственных выводов, а непринятие готовых. Примером наиболее успешного становления творческого воображения у детей происходит в игровой деятельности с использованием «Лихвинской шкатулки» (шкатулки фантазирования), целью которой является: учить детей формулированию и построению гипотез; упражнять в фантазировании, развивать интеллектуальные способности. Детям предполагается: решить определённую проблему, выдвинуть гипотезу, продолжить рассказ или сочинить свой; нарисовать несуществующий образ, свои эмоции, чувства. Для этого необходимы: свобода мысли, индивидуализация и оригинальность решений, отсутствие страха быть неправильно понятым, высказать не совсем традиционный ответ.
Наряду с тем, что одаренные дети имеют ряд преимуществ перед своими сверстниками, им приходится сталкиваться и со специфическими трудностями. В первую очередь это связано с отношениями родителей к одаренности своих детей. Некоторые родители, обнаруживая у своего ребенка ранние проявления одаренности, все свои усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. При этом, как отмечает А.В. Петровский, «считая своего ребенка вундеркиндом, внимание обращают лишь на первую часть этого слова - акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком». Если одаренность проявляется в каком-то определенном направлении, то родители стараются заполнить его жизнь занятиями в данной сфере, не давая развиваться в прочих направлениях. Другие видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения. Моя задача как педагога, направить потенциал родителя и совместными усилиями решить эту сложную задачу. В период сложной эпидемиологической обстановки онлайн-консультирование по вопросам развития творческого потенциала – является основной формой работы с родителями. Использование социальных сетей, в частности создание группы ВКонтакте, мобильного приложения для общения (WhatsApp), общение в онлайн режиме (Skype) помогает своевременно направлять родителей, оказывать им помощь при проведении индивидуальной работы с ребенком и выполнять принцип обратной связи.
Многие известные ученые музыканты, художники и писатели проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А.Моцарта. И, наоборот, не менее часто люди, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в последующем, зрелом возрасте. Например, известный русский писатель И. А. Крылов сравнительно поздно начал свою литературную деятельность. Естественно, что в каждом таком случае причины, по которым одаренность осталась незамеченной, различны. Потенциал может действительно не проявиться до определенного времени. А может быть родители, педагоги и другие взрослые не проявили должного внимания к движениям детской души, им не хватило знаний, у них не сработала интуиция. Для меня, как педагога, самый страшный кошмар, оказаться в списке равнодушных, невнимательных взрослых, которые пропустили, не заметили первые «творческие росточки». Пусть не каждый из моих ребят будет известным человеком, главное воспитать в детях чувство любопытства, любовь к своему дому и малой Родине, научить их проявлять себя в творчестве, быть упорными, настойчивыми и не бояться совершать ошибки. Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ребенок осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.