Всероссийская Олимпиада школьников
Такое соревнование является системой предметных олимпиад, которые проводятся каждый год. В них берут участие ученики всех государственных, негосударственных и муниципальных организаций, которые проводят обучение по общеобразовательным программам.
История Олимпиад для школьников
Такое понятие как Всероссийская олимпиада школьников появилось официально после того, как Россия стала независимым государством. Но ещё в ХІХ веке Астрономическое общество, действующее в Российской империи проводило соревнования, которые назывались «Олимпиады для учащейся молодёжи». Также начиная с 1886 года начали проводиться соревнования по решению математических задач. В период существования СССР, с начала 1930-х годов появились городские олимпиады по физико-математическим наукам для школьников.
В разные года и периоды проводились всероссийские и всесоюзные олимпиады с разных предметов.
С 1960-х - Всесоюзная олимпиада по математике для школьников. Проводилась она ещё дважды, раз в 7 лет: в 1967 и в 1974 - годах;
В 1964 и 1967 - олимпиады по химии. Заключительный этап впервые состоялся в Днепропетровске;
В 1964 и 1967 - олимпиады по физике. Но своё начало данная Олимпиада получила в 1962 году, но на тот период от от иным методам происходила организация;
С 1979 года начала проходить Всероссийская олимпиада по биологии. Впервые она состоялась в Барнауле.
М. А. Прокофьев, подписал в 1964 году приказ, благодаря которому утвердилась государственная система проведения олимпиад из разных предметов для школьников.
Количество Вероссийских олимпиад за последнее десятилетие очень выросло. Список тех, которые были сформированными:
- 1989 - олимпиада по информатике. Сначала она называлась олимпиадой по программированию и состоялась впервые в городе Красноярск;
- 1992 - олимпиада по географии. Впервые оно происходила в Ярославле;
- 1994 - олимпиада по астрономии. Она также впервые прошла Ярославле;
- 1994 - олимпиада по экологии;
- 1995 - олимпиада по литературе;
- 1996 - олимпиада по русскому языку. Курск первым принял Олимпиада себя;
- 1996 - олимпиада по экономике;
- 1998 - олимпиада по английскому языку. Первая Олимпиада проходила в в городе Смоленск;
- 2000- олимпиада по истории. Состоялось впервые она в городе Великий Новгород;
- 2000 - олимпиада по немецкому языку. Впервые состоялась в Нижнем Новгороде;
- 2000 - олимпиада по технологии. Впервые ее принял город Брянск!
- 2000 - олимпиада по физической культуре ;
- 2001 - олимпиада по обществознанию. Финальный этап первой олимпиада прошел в Кирове. И только через 4 года прошла вторая олимпиада уже в Набережных Челнах. Однако в 2002 году в Пскове на завершённым этапе Всероссийской олимпиады по предмету "история", вне конкурса было проведено «День обществознания»;
- 2001 - олимпиада по предпринимательской деятельности. С данного предмета последняя олимпиада состоялась в 2009 году и больше не проводилось ;
- 2002 - олимпиада по французскому языку. Первая - состоялась в Нижнем Новгороде;
- 2003 - олимпиада по правознавству.
Заключительный этап первой олимпиады состоялся в городе Рязань; - 2005 - политехническая олимпиада. Её начало было ещё заложено в 1997 году, но тогда она имела иной статус. После 2009 года больше не проводилась;
- 2009 - олимпиада по ОБЖ — в 2009. Первую Олимпиаду принял Кисловодск;
- 2011 - олимпиада по мировой художественной культуре. Первая - состоялась в Смоленске. Первый заключительный этап Олимпиады изначально был запланирован на 2010 год, но из-за авиакатастрофы его принесли на 2011 год;
- 2016 - олимпиада по испанскому языку. Впервые прошла в Волгограде.
- 2016 - олимпиада по китайскому языку. Также первым принял Волгоград;
- 2016 - олимпиада по итальянскому языку — Волгоград.
Органы, которые руководят Олимпиадами
Таким государственным проектом руководит Департамент государственной политики, который специализируется в области общего образования Министерства просвещения Российской Федерации.
Организовывают данные Олимпиады на первом этапе образовательные организации. Это касается школьного этапа. Далее - органы местного самоуправления городских и муниципальных округов. На региональном этапе организация происходит благодаря работе органов государственной власти субъектов РФ и на заключительном этапе при помощи Министерства просвещения.
Организационное и методическое сопровождение Всероссийских школьных олимпиад происходит с помощью организации, которая является уполномоченной Министерства просвещения.
С помощью Центрального организационного комитета Олимпиады выясняются стратегические направления улучшения и развития Всероссийской школьной олимпиады. Это выполняют соответствующие люди, которые руководятся законами о Порядке проведения данного интеллектуального соревнования. Министерство просвещения РФ также утверждает состав комитета. После чего Центральный комитет оповещает Минпросвещения и вносит предложения для того, чтобы усовершенствовать проведения Олимпиады и способствовать ее развитию. В обязательства Центрального комитета входит и определение сроков олимпиад, а также конкретное количеству участников, которые будут допущены до заключительного этапа по тому или иному конкретному предмету общеобразовательной системы. Этот же комитет в итоге должен определить количество призёров и победителей последнего этапа.
Центральными предметно-методическими комиссиями данных соревнований осуществляется научно-методическое обеспечение каждого этапа. Состав данных комиссий также утверждается при помощи Минпросвещения, учитывая все предложения Рособрнадзора и уполномоченной организации. С помощью данной комиссии разрабатываются все тексты заданий для олимпиады для двух последних этапов, а также необходимые критерии оценивания и их выполнения. Форма проведения двух последних этапов также зависит от выводов комиссии.
Выполненные задания олимпиады на всех этапах оценивает квалифицированное соответствующее жюри. Его состав утверждает организатор того или иного этапа.
Всероссийская олимпиада для школьников на сегодняшний день ппроходиь по следующим направленностям:
- По математике;
- По всемирной литературе;
- По русскому языку;
- По русской литературе;
- По иностранным языкам: китайский, английский, испанский, немецкий, французский, итальянский;
- По информатике и ИКТ;
- По биологии;
- По физике;
- По химии;
- По экологии;
- По астрономии;
- По географии;
- По истории;
- По обществознанию;
- По правознавстве;
- По экономике
- По мировой художественной культуре;
- По технологии;
- По физической культуре;
- По ОБЖ.
Этапы проведения Всероссийской олимпиады
Этапы установлены документом, который имеет название "Порядок проведения Всероссийской школьной олимпиады". На сегодняшний день их существует четыре:
Школьный этап
Его организацией занимаются образовательные учреждения. Проводится данный этап олимпиады в сентябре — октябре. Принимать участие могут все желающие ученики 4—11. Задание олимпиады создаются предметно методическими комиссиями на местах.
Муниципальный этап
Данный этап организовывают органы местного самоуправления в области образования. Состоится он в ноябре — декабре. Его участниками могут быть ученики образовательных учреждений 7—11 классов, которые стали призёрами и победителями школьного этапа, а также - муниципального этапа в предыдущем учебном году, при условии, что прошлогодние победители и призёры продолжают обучение в образовательной организации. Проводится олимпиада на этом этапе по заданиям, которыесоздали предметно-методические комиссии регионального этапа соревнований.
Региональный этап
Его организацией занимаются органы госвласти субъектов Российской Федерации, работающие в сфере образования. Региональный этап осуществляется в январе — феврале. Участниками могут становиться ученики 9—11 классов, которые являются призёрами или победителями предыдущего этапа, а также победители школьного этапа в текущем учебном году, в тех образовательных организацях Российской Федерации, которые находятся за пределами РФ или же на территории гарнизонов и военных городков в труднодоступных местностях. Также участие могут принимать призёры и победители регионального этапа в предыдущем учебном году, если они и далее являются учениками образовательных организаций. Данный этап осуществляется по олимпиадным заданиям, которые разработаны специалистами из центральной комиссии.
Заключительный этап
На данном этапе за организацию отвечает Министерство просвещения РФ. Проводится он в марте — апреле. Участниками могут стать призеры и победители заключительного этапа в предыдущем году, в том в случае если они продолжают учиться образовательных организациях, и соответственно те ученики, которые набрали необходимое количество баллов в этом году .
Школьные и муниципальные этапы руководствуется пунктом Порядка, в котором говорится том, что победителями могут быть признаны те участники, которые набрали максимальное количество баллов и их сумма превышает половину максимально возможных. Это говорит о том, что победителей тура может и не быть вовсе, но это не относится к призёрам. Существует квота, которая определяет количество призеров на том или ином этапе Олимпиады. Школьный этап определяется квотой, которую установил организатор муниципального этапа, а муниципальный этап - квотой регионального.
Участники которые набрали самое большое количество баллов признаються победителями регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады. В заключительном этапе призёров, в зависимости от общего числа участников участников может быть более 45%, а победителей — более 8 %. Победителей и призёров последнего этапа принимают на обучение без вступительных испытаний за счёт бюджетных ассигнований или же по имеющим государственную аккредитацию, соответственно профилем олимпиады.
Некоторые субъекты РФ организовывают школьные и региональные олимпиады, которые являются аналогичными Всероссийским. Например, в Челябинской области проводится областная олимпиада по биологии, физике, математике, химии, английскому языку, психологии, литературе, бакширсскому и татарскому языках для учеников разных возрастных категорий.
Для того, чтобы стать победителем олимпиаде, необходимо усердно учиться, изучай теорию и тень не рвались в решении задач. Ну свою очередь Олимпиада является интересным стимулом для учеников в изучении того или иного предмета.
Достижения учеников на Всероссийских и Московских олимпиадах - это наилучшие критерии оценивания школ, в процессе составления рейтинга.